Итоговое сочинение – это полноценный и очень важный экзамен, который традиционно длится 3 часа 55 минут и оценивается по системе «зачет/незачет».
Минимальный объем работы составляет 250 слов, рекомендованный – не менее 350 слов. Для успешной сдачи испытания, сочинение должно отвечать пяти основным критериям:
соответствие заданной теме;
аргументированность с опорой на литературный материал;
высокое качество речи;
логичность и композиция рассуждений;
грамотность.
Основными считаются критерии «1» и «2», если сочинение не будет соответствовать хотя бы одному из них, то по нему будет выставлен «незачет».
«Зачет» обеспечит работа, отвечающая двум главным критериям («1» и «2») и как минимум одному из остальных.
К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным,то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Если ученик получит «незачет», то у него будет возможность пересдать экзамен в феврале 2017 года.
При написании сочинения строго воспрещается пользоваться мобильным телефоном или другими средствами связи, заметками, справочными материалами, художественными произведениями, одним словом всем, что не входит в вышеуказанный список.
Также нельзя выносить темы сочинения за пределы аудитории. Нарушение данных правил влечет за собой автоматический «незачет» по экзамену.
Темы итогового сочинения, Перечень из 5 направлений для итогового сочинения, утверждает Рособнадзор отдельно для каждого часового пояса РФ и публикует их за 15 минут до начала экзамена на специальных сайтах. Таким образом, заранее узнать, какими точно будут темы, невозможно.
Примерная структура итогового сочинения
Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной композицией. Классическая структура сочинения выглядит так:
Вступление;
Основная часть: тезис №1 + аргумент; тезис №2 + аргумент; тезис №3 + аргумент.
Заключение.
Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение.
Тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте.
Однако педагоги отмечают, что лучше всего формулировать две пары «тезис + аргумент».
Как готовиться к итоговому сочинению – рекомендации педагогов Учителя не устают твердить, что итоговое сочинение – это крайне важный экзамен, без сдачи которого о ЕГЭ и, соответственно, поступлении в ВУЗ можно забыть. Поэтому готовиться к нему нужно заранее, а не откладывать на последний момент.
В подготовку необходимо включить:
Чтение произведений мировой и российской литературы – итоговое сочинение отражает, как хорошо ученик владеет коммуникативными навыками и умеет ли он излагать собственные мысли. Чтение, как ничто другое, способствует обогащению словарного запаса, к тому же, произведения зарубежных и российских авторов необходимо использовать в сочинении, поэтому при подготовке экзамену нужно читать, читать и еще раз читать. Практику написания сочинений – чтобы развить навык выражения своих мыслей на бумаге, необходимо много практиковаться. Учителя рекомендуют писать хотя бы по нескольку сочинений в неделю, что позволит научиться правильно и быстро формулировать тезисы, логично строить предложения и композицию текста, а также корректно использовать цитаты из произведений.
Что касается поведения на экзамене,
то главная рекомендация педагогов – не искушать судьбу и не пытаться схитрить. Если ученика поймают на попытке списать при помощи смартфона, наушников или обычной шпаргалки, то ему грозит «незачет» и не допуск к